Древние медные копи Лландудно были датированы серединой Бронзового Века. Самой давней установленной датой является 1800 год до н.э., то есть около 3800 лет назад. Эти древние копи, которые были открыты для посещения Great Orme Mines Ltd, до сих пор изучаются и открываются. Многие галереи Бронзового Века сохранились в первозданном виде. Протяженность туннелей, к которым открыт сегодня доступ, составляет 300 м по направлению к Грейт-Орм. Далее они уходят в глубину, примыкая к комплексной системе на глубине 75 м от поверхности земли общей протяженностью около 8 км и образуя самую разветвленную из сохранившихся в Европе сеть копей Бронзового Века. Некоторые из шахт так малы, что поместиться в них мог только ребенок. Видимо, они знали об особенностях геологии и разрабатывали мягкие пласты малахита, которые можно было извлекать руками.

Было найдено множество фрагментов костей животных, которые использовались как орудия труда, – это кости дикого кабана, оленя и мамонта. Кости сохранились благодаря нейтральной и щелочной среде, образуемой известняком. Также было обнаружено более 900 каменных молотов, отобранных из твердых скругленных фрагментов вулканической породы, найденных на побережье. Повсеместно встречаются и фрагменты древесного угля от кострищ.

 

gtorme1

Металлургия

Древних металлургических мастерских обнаружено не было, что свидетельствует о том, что добытую медь продавали, возможно, вывозили в Корнуолл, который является единственным местом в Британии, где найдены месторождения олова, – медь и олово являются металлами, необходимыми для производства бронзы. Месторождения Грейт-Орм периодически разрабатывались, начиная с Бронзового Века до недавнего времени. Есть данные, что в 19 веке в шахтах были найдены римские монеты, что свидетельствует о том, что во время оккупации римлянами (40 – 400 гг. н.э.) на шахтах велись работы. Однако наиболее длительный период горных работ начался в 17 веке, датируется 1690 годом, и продолжался до 19 века.

Геология

Грейт-Орм – вдающийся в море мыс с обнаженными залежами каменноугольного известняка. Мыс возвышается на 207 метров над уровнем моря и состоит из более 300 метров известняка каменноугольного века, деформированного в пологую синклиналь, пролегающую с севера на юг и образуемую четырьмя практически вертикальными складками. Основная руда, халькопирит, залегает от поверхности на глубину, как минимум, 180 метров. Сдвиги породы и вторичное обогащение привели к образованию углекислых руд, в основном, малахита и лазурита. Горные рудники 17 века располагались на землях Епископа Бангора и получили название «Старая шахта». «Новая шахта», впервые упоминаемая в 1807 году, располагалась на землях семьи Мостин. Периодически, между ними возникали споры на почве раздела владений, один из которых закончился законной победой владельца Старой Шахты. Праздничный ужин в Кингз Хэд Пабе (King’s Head Pub), Лландудно, даже был описан в Майнинг Джорнал (Mining Journal) 21 января 1843 года:

……тосты за здоровье мистера Джонса и его семьи поднимались с большим энтузиазмом, а вечером в небо запустили фейерверки, и город озарился разноцветными огнями.

Ty Gwyn Mine (Шахта Белого Дома), стала гораздо более поздним предприятием, чем Старая и Новая шахты. Шахта располагалась к северо-востоку от Грейт-Орм, и была открыта случайно, когда пастух заметил, что в ямке, образовавшейся на месте коровьего следа, обнаружилась медная руда. От того времени осталось множество следов разработки руды в Грейт-Орм в виде стволов шахты, штолен и фундаментов горного и технологического оборудования. По оценкам, в 19 веке в Лландудно было извлечено около 50 000 тонн медной руды.

Источник: British Mining No.52. Great Orme Mines, A Monograph of the Northern Mine Research Society, C.J. Williams 1995

Mining in Llandudno - North Wales

The ancient copper mines of Llandudno have been dated to the middle Bronze Age. The oldest date currently established being 1800 BC, some 3800 years ago. These ancient mine workings, which have been opened to the public by the Great Orme Mines Ltd, are still being investigated and opened up. Many of the Bronze Age galleries have survived undisturbed. The presently accessible tunnels extend 300 metres into the Great Orme and sink to a depth, in a complex network, of some 75 meters below the surface provide a total distance of about 8 km making it the most extensive bronze age workings surviving in Europe. Some of the shafts are so small that they could only have been worked by children. They probably took full advantage of the geology by mining the softer veins of malachite first, which could be removed by hand.

Many animal bone fragments have been found which were used as tools including boar, deer and mammoths. The bones have been preserved in the neutral to alkali environment resulting from the limestone. Over 900 stone mauls or hammers have been found, probably selected from the hard, rounded volcanic rocks found on the local beaches. Fragments of charcoal from firesetting are also widespread.

 

gtorme1Metallurgy

No ancient metallurgical workings have yet been found, suggesting that the copper mined was traded elsewhere, probably taken to Cornwall, where the only deposits of tin are found in Britain – copper and tin being the two constituent metals required for the making of bronze. The Great Orme deposits have been mined intermittently from the Bronze Age up to recent times. There are reports that Roman coins were found in the mines in the 19th century suggesting that the mines were in use during the Roman occupation (40-400 AD). However the most extensive period of mining activity started in the 17th century and is documented from the 1690’s and lasted to the very end of the 19th century.

Geology

The Great Orme is an isolated promontory of outcropping carboniferous limestone. It rises to a height of some 207 metres above sea level. It consists of over 300 metres of limestone of Lower Carboniferous age, deformed into a gentle syncline, and traversed from north to south by at least four near vertical faults. The principle ore, Chalcopyrite, occurred from the surface down to the depths of at least 180 metres. Alteration and secondary enrichment resulted in carbonate ores, mainly malachite and minor azurite. The early workings of the 17th century were on the Bishop of Bangor’s common land and became known as the “Old Mine”. Whilst the “New Mine”, first referred to in 1807, was mainly on the lands of the Mostyn family. There were occasional boundary disputes between the two. One of which ended in a legal victory to the then owner of the Old Mine. A celebratory dinner held at the King’s Head Pub, Llandudno was even described in the Mining Journal of 21st January 1843:

……after the usual toasts the health of Mr Jones and his family was drunk with much enthusiasm, and in the evening fire-works were discharged and the town splendidly illuminated.

The Ty Gwyn Mine (White House Mine) was a much later enterprise than the Old and New mines. Located to the north east of the Great Orme it was apparently discovered by accident when a grazer noticed that after his cow had removed a sod of earth it revealed amounts of copper ore. There are many remnants of mining from this modern time covering the Great Orme in the way of mine shafts, adits and the foundations of much of the mining and processing equipment. It is estimated that about 50,000 tons of copper ore was mined at the Llandudno mines during the 19th century.

Reference: British Mining No.52. Great Orme Mines, A Monograph of the Northern Mine Research Society, C.J. Williams 1995