Реакторы Aachen – Применение № 1. Цианидное выщелачивание золота

Почти повсеместно при химическом извлечении золота из измельченного шлама используется процесс цианидного выщелачивания, за которым следует противоточная адсорбция с использованием активированного угля в пульпе. Процесс предполагает обработку щелочного шлама слабым раствором с ионами цианида для образования комплекса цианоаурита. Считается, что кинетика процесса во многом зависит от диффузии (менее 1-го порядка), а ключевым фактором является поступление кислорода в область реакции.

Цианидное выщелачивание золота предполагает множество реакций, происходящих при участии кислорода, с его растворением в слабых цианистых растворах. Стандартный механизм описан уравнением Элснера.

4Au + 8NaCN + O2 + 2H2O = 4NaAu (CN)2 + 4NaOH

Уравнение Элснера показывает, что кислород является необходимым для реакции выщелачивания золота, – однако, в каком размере, до сих пор является предметом обсуждений. Данное уравнение показывает отношение цианида к кислороду 8:1. Хабаши и др. предлагают отношение CN:O2 6:1, то есть если концентрация цианида составляет 150 частей на миллион, то DO должно быть 25 частей на миллион.

Обычно это достигалось при помощи вдувания воздуха в перемешиваемую пульпу. Несмотря на то, что этот метод довольно эффективен, есть вероятность вмешательства в реакцию следующих веществ:

  • вещества, потребляющие цианид
  • вещества, потребляющие кислород
  • углистые компоненты руды или вещества с высокой сорбционной активностью

Обычно, в процессе выщелачивания золота может потребоваться, по меньшей мере, два этапа окисления:

  • предварительная аэрация для предотвращения поглощения кислорода и цианида минеральными компонентами, такими как пирротин и другие сульфиды
  • аэрация для обеспечения кислорода для реакций цианидного выщелачивания

Эффективная аэрация важна на обоих этапах для оптимизации потребления энергии и реагентов. Кроме того, использование газообразного кислорода от локальных генераторов или жидкого кислорода дает ряд преимуществ, не маловажным из которых является более быстрое растворение кислорода в пульпе. В этом случае малоэффективный массообмен приводит к потерям газа в атмосферу. Потребление кислорода при использовании систем распыления в резервуарах с использованием воздуха может составлять всего 2-5%, в то время как насыщение кислородом внутри трубы может достигать 30-80%. Кроме того, присутствие в растворе кислорода снижает тенденцию к образованию ферроцианида и тиоцианата. Преимущества заключаются в сокращении времени на выщелачивание, повышении извлечения золота и уменьшении расхода цианида. С экономической точки зрения воздух является менее затратным, чем кислород, но с учетом вышеизложенных факторов, стоимость и операционные затраты на компрессоры превышают расходы, связанные с использованием локальных кислородных генераторов и высокоэффективных реакторов.

Aachen Reactors – Application 1. Cyanide leaching of gold

Almost universally the chemical recovery of gold from milled slurries uses the cyanide leach process, usually followed by counter current adsorption using in-pulp activated carbon. The process requires the alkaline slurry to be treated with dilute solutions of cyanide ions to enable aurocyanide complex formation. The process kinetics are generally considered to be diffusion dependent (less than 1st order) with a key factor being the provision of oxygen at the reaction site.

Cyanide leaching of gold encompasses a variety of oxygen assisted reactions involving dissolution in dilute cyanide solutions. A generally accepted mechanism is described by the Elsner equation.

4Au + 8NaCN + O2 + 2H2O = 4NaAu (CN)2 + 4NaOH

Elsner’s Equation shows oxygen as a requirement for the gold leach reaction – how much is still under debate. The above equation shows a cyanide to oxygen ratio of 8:1. Habashi et al propose a CN:O2 ratio of 6:1, eg. If the cyanide concentration is 150ppm, then the corresponding DO should be 25ppm.

Conventionally this has been effected by compressed air sparging of agitated pulp. While this is quite straightforward there may be interferences to contend with including:

  • cyanide consumers
  • oxygen consumers
  • unintended adsorption media or preg-robbers

A typical gold leach may require at least two oxidation steps:

  • pre-aeration to overcome the chemical oxygen and cyanide demand of mineral components such as pyrrhotite or other sulphides
  • aeration to provide oxygen for the cyanidation leach reactions

Efficient aeration is required for both steps to optimise energy and reagents. Additionally the use of gaseous oxygen from on-site generators or bulk liquid provides distinct advantages, not least of which is an increase in the driving force for oxygen dissolution. In this case poor efficiency of mass transfer has direct consequences in losses of gas to atmosphere. The oxygen utilisation provided by tank sparge systems using air may be as low as 2-5%, by comparison with in-pipe oxygenation which can achieve 30-80%. Additionally the availability of oxygen in solution reduces any tendency to form ferrocyanide and thiocyanate. Benefits include reduced leach time, increased recovery, and reduced cyanide consumption. From an economic perspective air is obviously less costly than oxygen, but in view of the above factors the capital and operating costs of compressors outstrip those of using on-site oxygen generators and high efficiency reactors.